В Cанкт-Петербурге:
+7 (812) 244-98-20

В Москве:

+7 (499) 638-38-59
Электронная почта
info@theheritage.ru





Особенности копирования картин Василия Поленова

Особенности копирования картин Василия Поленова

Василий Дмитриевич Поленов – один из самых выдающихся русских живописцев XIX века, его творчество можно охарактеризовать новаторством и смелостью. Поленов добился признания ещё при жизни, благодаря пытливому поиску своей художественной манеры и блестящему владению техникой масляной живописи. В числе его заказчиков был император Александр III, меценаты Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Поленов первым в истории русской живописи представил пленэрные этюды как самостоятельное произведение искусства. Также Поленова называют родоначальником так называемого «интимного пейзажа», ярко раскрывшегося в его работах «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».

Период раннего  творчества

Василий Поленов родился в культурной дворянской семье в 1844 году. С детства он и его младшая сестра проявляли интерес к рисованию. Уже в возрасте 12 лет Поленов начал обучаться основам живописи под руководством студента Академии Художеств Павла Чистякова, вспоминая, что большой акцент преподаватель ставил на натуре: «…рисунок вырабатывался систематично, не условным приёмом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры». В юношестве Василий Поленов поступает в Императорский университет на физико-математический факультет, однако вскоре начинает посещать рисовальные классы Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Позже начинающий художник оставляет на время обучение в Императорском университете и становится постоянным учеником в натурном классе Академии художеств.  Окончив обучение с большой золотой медалью за картину «Христос воскрешает дочь Иаира», художник получает право на заграничное пенсионерство наряду с другим выпускником – Ильёй Репиным.

Выпускная работа Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира», 1871
Выпускная работа Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира», 1871

Важно отметить, что Поленову на тот момент было 27 лет, однако он ещё не был состоявшимся живописцем с чётко сформулированным видением своего творческого направления. Поездка за границу с 1872 по 1876 сыграла большую роль в его формировании. Художник проникся работами  Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта в Германии. Поленов делал зарисовки в рыцарских залах, положившие основу его будущему произведению «Право господина», которую за большие деньги купил Павел Третьяков. Также эта работа была представлена в Академии художеств с картиной «Арест гугенотки» и десятками этюдов, написанных в Париже. За представленные работы Поленов получил звание академика. Важной оказалась и его поездка в Италию, где Поленов познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым и членами «Абрамцевского кружка». Во Франции Василий Поленов впечатлился произведениями барбизонской школы, под их влиянием написал пейзаж «Ливень».

«Ливень», 1874 год
«Ливень», 1874 год
«Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия», 1874 год
«Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия», 1874 год

Знаковым событием во Франции была поездка на север страны в Нормандию по наставлению художника Алексея Боголюбова. Здесь Поленов утвердил свой творческий потенциал пейзажиста. В серии нормандских работ были такие произведения, как «Белая лошадь», «Местечко Вёль в Нормандии», «Старые ворота. Вёль», этюдные зарисовки рыбацкого промысла. Вскоре Поленов пожелал досрочно вернуться в Россию уже будучи сформированным художником. О своём нахождении в Европе он говорил: ««Пользу она (заграничная поездка) мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что всё, что до сих пор я делал, не то, всё это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

Период зрелого творчества

По возвращению на родину, Поленов отправился на русско-турецкий фронт в 1876 году. Свои впечатления о войне художник передал в графических зарисовках для журнала «Пчела», и примечательно, что Поленов также изображал видовые пейзажи, избегая в рисунках подробностей военных действий. Вернувшись с войны, Василий Поленов поселился в Москве и продолжил исследование пейзажного жанра. В этот период художник создаёт, пожалуй, самое известное произведение в его наследии «Московский дворик». В основу произведения лёг этюд  со Спаса на Песках. Поленов дебютирует с этой работой на выставке Товарищества передвижников, представив ещё две картины «Заросший пруд» и «Бабушкин сад». Три эти картины характеризовали тонкий и лирический взгляд художника и отразили его новаторство в так называемом «Интимном пейзаже».

«Московский дворик», 1878 год
«Московский дворик», 1878 год
«Бабушкин сад», 1878 год
«Бабушкин сад», 1878 год

Несмотря на личную неудовлетворённость художником картиной «Московский дворик», она имела огромный успех на выставке и стала в последствии жемчужиной российского искусства. Все три картины в целом выделялись ясностью и чистотой красок, а главное почти импрессионистским подходом к передаче света и воздуха. Художник пытливо изучал свойства красок, технические приёмы их смешивания и наложения на холст, что не могло не отразиться на произведениях. Юные художники покупали краски, требуя: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!» - это как нельзя лучше характеризует прорыв Поленова в формировании своего художественного видения.

Период зрелого творчества Василия Поленова также знаменателен его Евангельским циклом. Художник совершил большое путешествие по Ближнему Востоку. Поленов побывал в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции, неустанно работая над этюдами и изучая местный колорит. Яркие краски Востока совершили переворот в живописи Поленова, направив художника к открытому интенсивному цвету. Позже он поехал в Италию, где создал эскиз к картине «Христос и грешница». Само полотно художник писал уже в России в усадьбе Саввы Мамонтова. Картина увидела свет в 1887 году на выставке Товарищества передвижников, и очень быстро её купил император Александр III.

«Христос и грешница», 1887 год
«Христос и грешница», 1887 год

Наблюдательность Поленова во время  путешествия по Востоку помогла ему создать внушающий «Евангельский цикл», в который также вошли произведения  «Крестились от него», «Привели детей», «И возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн», «Среди учителей» и десятки других работ. Венцом цикла, конечно же, являлось полотно «Христос и грешница». Серию картин «Из жизни Христа» Поленов считал главным трудом своей жизни, где он вернулся к академизму, переосмыслив его через долгий творческий путь и поиски своего художественного языка.

Особенности копирования живописи Василия Поленова

Василий Поленов живо интересовался свойствами красок и вырабатывал собственную систему смешения их на палитре и работе на холсте. Его исследовательское отношение к живописи отразилось, главным образом, в его богатом колорите, умении работать с воздушным пространством. Чтобы написать профессиональную копию с картины Поленова, необходимо тонко разбираться в построении цвета и подборе живописных материалов. Через цвет в работах передаётся поэтичность и лиризм, свойственные работам Василия Поленова. Художник-копиист должен состояться, как виртуозный колорист. Так, одно из самых любимых русской публикой произведение «Заросший пруд» написано в градации одного только зелёного цвета.

Художник мастерской «Наследие» рядом с написанной им копией картины «Заросший пруд»
Художник мастерской «Наследие» рядом с написанной им копией картины «Заросший пруд»

Разбирая работу на цвета, кажется, что в ней нет ни одного повторяющегося оттенка. В палитре отсутствую скучные нейтральные тона, вся композиция трепещет и движется, благодаря тонкой нюансировке деталей. Перед копиистом стоит сложная задача – одновременно работать с повторением техники и улавливать цветовые акценты. Хорошая копия получится только в том случае, если художник справится с передачей свето-воздушной среды – наиболее важным инструментом в живописи Василия Поленова.

Копии картин Василия Поленова, выполненные в нашей мастерской
Копирование картин Василия Поленова состоит из следующих этапов
Изучение оригинала и сбор информации о нем (подготовительный этап)

Перед началом работы мы внимательно изучаем картину или в оригинале, если есть такая возможность, или запрашиваем файл высокого разрешения в открытых и закрытых базах. Также  собираем информацию о живописных приёмах, которые использовал художник в своей работе над интересующей нас картиной, а также над другими своими произведениями данного периода.

Перенос рисунка на холст

Перенос рисунка на холст – важнейшая часть в создании профессиональной копии. Для точного переноса мы распечатываем изображение картины 1:1 с размером копии  и переносим его через кальку на подготовленный к живописи холст. Таким образом, мы получаем точное изображение без искажения оригинальной композиции.

Подмалёвок

Вторым этапом, как правило, наносится цветной подмалёвок жидко разбавленной масляной краской. Назначение подмалёвка – определить основные цвета и свето-теневые соотношения в композиции, задавая основу светоносной палитре Василия Поленова.  Также подмалёвок определяет плоскости композиции, передний, средний и задний планы, при этом мелкие детали остаются не тронутыми.

Лессировки

Поверх подмалёвка художник начинает более глубокую пропись всех объектов на полотне. Лессировка – это нанесение полупрозрачных слоёв краски, которыми достигается необходимый цвет, объём и общие детали композиции.

Завершение лессировок и детализация

Завершая лессировку, мы получаем цельную композицию с чёткими цветовыми решениями и глубиной окружающего пространства. На этом этапе художник детализирует все мелкие объекты композиции поверх красочного слоя, а также наносит фактурные мазки, соответствующие технике оригинального произведения.

Покрытие лаком

После полной просушки живописи картину необходимо покрыть художественным лаком. Он несёт, как защитную, так и эстетическую функцию. Лак защищает живописный слой от прожухания и воздействия внешней среды. Кроме того, он делает картину однородной и яркой, в полной мере раскрывая все оттенки и глубину цвета.

Сравнение копий картин, выполненных в нашей мастерской и копий других художников
У нас
Василий Поленов «Московский дворик»
Кто делает дешевле
Василий Поленов «Московский дворик»
У нас
Василий Поленов «Заросший пруд»
Кто делает дешевле
Василий Поленов «Заросший пруд»
Наши работы
Отзывы
Посмотреть все отзывы

Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами

Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с работой. Оставляйте заявку и мы рассчитаем стоимость.



Ваши данные не будут переданы третьим лицам

Смотрите также

Заполните форму
Заявка на расчёт стоимости картины
Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с картиной.
Array ( [0] => .slider-compare-picture-1148631246 [1] => .slider-compare-picture-288550834 )