Василий Дмитриевич Поленов – один из самых выдающихся русских живописцев XIX века, его творчество можно охарактеризовать новаторством и смелостью. Поленов добился признания ещё при жизни, благодаря пытливому поиску своей художественной манеры и блестящему владению техникой масляной живописи. В числе его заказчиков был император Александр III, меценаты Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Поленов первым в истории русской живописи представил пленэрные этюды как самостоятельное произведение искусства. Также Поленова называют родоначальником так называемого «интимного пейзажа», ярко раскрывшегося в его работах «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».
Период раннего творчества
Василий Поленов родился в культурной дворянской семье в 1844 году. С детства он и его младшая сестра проявляли интерес к рисованию. Уже в возрасте 12 лет Поленов начал обучаться основам живописи под руководством студента Академии Художеств Павла Чистякова, вспоминая, что большой акцент преподаватель ставил на натуре: «…рисунок вырабатывался систематично, не условным приёмом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры». В юношестве Василий Поленов поступает в Императорский университет на физико-математический факультет, однако вскоре начинает посещать рисовальные классы Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Позже начинающий художник оставляет на время обучение в Императорском университете и становится постоянным учеником в натурном классе Академии художеств. Окончив обучение с большой золотой медалью за картину «Христос воскрешает дочь Иаира», художник получает право на заграничное пенсионерство наряду с другим выпускником – Ильёй Репиным.
Важно отметить, что Поленову на тот момент было 27 лет, однако он ещё не был состоявшимся живописцем с чётко сформулированным видением своего творческого направления. Поездка за границу с 1872 по 1876 сыграла большую роль в его формировании. Художник проникся работами Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта в Германии. Поленов делал зарисовки в рыцарских залах, положившие основу его будущему произведению «Право господина», которую за большие деньги купил Павел Третьяков. Также эта работа была представлена в Академии художеств с картиной «Арест гугенотки» и десятками этюдов, написанных в Париже. За представленные работы Поленов получил звание академика. Важной оказалась и его поездка в Италию, где Поленов познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым и членами «Абрамцевского кружка». Во Франции Василий Поленов впечатлился произведениями барбизонской школы, под их влиянием написал пейзаж «Ливень».
Знаковым событием во Франции была поездка на север страны в Нормандию по наставлению художника Алексея Боголюбова. Здесь Поленов утвердил свой творческий потенциал пейзажиста. В серии нормандских работ были такие произведения, как «Белая лошадь», «Местечко Вёль в Нормандии», «Старые ворота. Вёль», этюдные зарисовки рыбацкого промысла. Вскоре Поленов пожелал досрочно вернуться в Россию уже будучи сформированным художником. О своём нахождении в Европе он говорил: ««Пользу она (заграничная поездка) мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что всё, что до сих пор я делал, не то, всё это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».
Период зрелого творчества
По возвращению на родину, Поленов отправился на русско-турецкий фронт в 1876 году. Свои впечатления о войне художник передал в графических зарисовках для журнала «Пчела», и примечательно, что Поленов также изображал видовые пейзажи, избегая в рисунках подробностей военных действий. Вернувшись с войны, Василий Поленов поселился в Москве и продолжил исследование пейзажного жанра. В этот период художник создаёт, пожалуй, самое известное произведение в его наследии «Московский дворик». В основу произведения лёг этюд со Спаса на Песках. Поленов дебютирует с этой работой на выставке Товарищества передвижников, представив ещё две картины «Заросший пруд» и «Бабушкин сад». Три эти картины характеризовали тонкий и лирический взгляд художника и отразили его новаторство в так называемом «Интимном пейзаже».
Несмотря на личную неудовлетворённость художником картиной «Московский дворик», она имела огромный успех на выставке и стала в последствии жемчужиной российского искусства. Все три картины в целом выделялись ясностью и чистотой красок, а главное почти импрессионистским подходом к передаче света и воздуха. Художник пытливо изучал свойства красок, технические приёмы их смешивания и наложения на холст, что не могло не отразиться на произведениях. Юные художники покупали краски, требуя: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!» - это как нельзя лучше характеризует прорыв Поленова в формировании своего художественного видения.
Период зрелого творчества Василия Поленова также знаменателен его Евангельским циклом. Художник совершил большое путешествие по Ближнему Востоку. Поленов побывал в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции, неустанно работая над этюдами и изучая местный колорит. Яркие краски Востока совершили переворот в живописи Поленова, направив художника к открытому интенсивному цвету. Позже он поехал в Италию, где создал эскиз к картине «Христос и грешница». Само полотно художник писал уже в России в усадьбе Саввы Мамонтова. Картина увидела свет в 1887 году на выставке Товарищества передвижников, и очень быстро её купил император Александр III.
Наблюдательность Поленова во время путешествия по Востоку помогла ему создать внушающий «Евангельский цикл», в который также вошли произведения «Крестились от него», «Привели детей», «И возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн», «Среди учителей» и десятки других работ. Венцом цикла, конечно же, являлось полотно «Христос и грешница». Серию картин «Из жизни Христа» Поленов считал главным трудом своей жизни, где он вернулся к академизму, переосмыслив его через долгий творческий путь и поиски своего художественного языка.
Особенности копирования живописи Василия Поленова
Василий Поленов живо интересовался свойствами красок и вырабатывал собственную систему смешения их на палитре и работе на холсте. Его исследовательское отношение к живописи отразилось, главным образом, в его богатом колорите, умении работать с воздушным пространством. Чтобы написать профессиональную копию с картины Поленова, необходимо тонко разбираться в построении цвета и подборе живописных материалов. Через цвет в работах передаётся поэтичность и лиризм, свойственные работам Василия Поленова. Художник-копиист должен состояться, как виртуозный колорист. Так, одно из самых любимых русской публикой произведение «Заросший пруд» написано в градации одного только зелёного цвета.
Разбирая работу на цвета, кажется, что в ней нет ни одного повторяющегося оттенка. В палитре отсутствую скучные нейтральные тона, вся композиция трепещет и движется, благодаря тонкой нюансировке деталей. Перед копиистом стоит сложная задача – одновременно работать с повторением техники и улавливать цветовые акценты. Хорошая копия получится только в том случае, если художник справится с передачей свето-воздушной среды – наиболее важным инструментом в живописи Василия Поленова.
Копии картин Василия Поленова, выполненные в нашей мастерской |
Копирование картин Василия Поленова состоит из следующих этапов |
Перед началом работы мы внимательно изучаем картину или в оригинале, если есть такая возможность, или запрашиваем файл высокого разрешения в открытых и закрытых базах. Также собираем информацию о живописных приёмах, которые использовал художник в своей работе над интересующей нас картиной, а также над другими своими произведениями данного периода.
Перенос рисунка на холст – важнейшая часть в создании профессиональной копии. Для точного переноса мы распечатываем изображение картины 1:1 с размером копии и переносим его через кальку на подготовленный к живописи холст. Таким образом, мы получаем точное изображение без искажения оригинальной композиции.
Вторым этапом, как правило, наносится цветной подмалёвок жидко разбавленной масляной краской. Назначение подмалёвка – определить основные цвета и свето-теневые соотношения в композиции, задавая основу светоносной палитре Василия Поленова. Также подмалёвок определяет плоскости композиции, передний, средний и задний планы, при этом мелкие детали остаются не тронутыми.
Завершая лессировку, мы получаем цельную композицию с чёткими цветовыми решениями и глубиной окружающего пространства. На этом этапе художник детализирует все мелкие объекты композиции поверх красочного слоя, а также наносит фактурные мазки, соответствующие технике оригинального произведения.
После полной просушки живописи картину необходимо покрыть художественным лаком. Он несёт, как защитную, так и эстетическую функцию. Лак защищает живописный слой от прожухания и воздействия внешней среды. Кроме того, он делает картину однородной и яркой, в полной мере раскрывая все оттенки и глубину цвета.
Сравнение копий картин, выполненных в нашей мастерской и копий других художников |
Наши работы |
Отзывы |
Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами
Смотрите также