В Cанкт-Петербурге:
+7 (812) 244-98-20

В Москве:

+7 (499) 638-38-59
Электронная почта
info@theheritage.ru





Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс

    Питер Пауль Рубенс

    Яркий след оставил П. П. Рубенс, он принадлежит к Фландрии. Страна появилась благодаря переходу Нидерландов к Испании, после перемирия между рядом стран многие направления смогли максимально развиться. Именно в это время развилось искусство, лидером в котором суждено было стать П. Рубенсу. В то время главенствовало высшее бюргерство, феодальное дворянство, а также католическая церковь. Именно эти стороны являлись основными заказчиками работ художников. Так появлялись картины большого формата, служившие украшением больших домов и замков, а также полные величества алтарные образы для церквей. Частой тематикой были мифологические, библейские сюжеты, натюрморты, портреты.

    Юные годы

    Рожден Рубенс был в городе Зиген, в 1577 году, и стал 6 ребенком. Его матерью была дочка купца, а отцом юрист. Его семья была вынуждена переехать по причине сочувствия к протестантской вере. Только после смерти отца Рубенса в 1578 году, он с матерью смог вернуться в Антверпен. Постепенно все дети из его семьи были пристроены, браться пошли обучаться. Старший ребенок женился и жил отдельно. Одного из детей мать отправила на обучение адвокатскому делу, а сестра будущего художника вышла замуж..

    Питер же нанялся на работу в качестве пажа при дворе к вдове графа Филиппа де Лален – Маргарите де Линь. Такая работа была хорошим выбором при отсутствии богатств, и наличии знатного происхождения. Там он смог усвоить правила поведения, и стать изысканным, разобраться во всех нюансах придворного этикета. Постепенно он также смог найти свое призвание, и оценить свою тягу к живописи. При этом немало времени у юноши ушло на убеждение матери в том, что ему действительно стоит стать художником..

    Изначально его обучением занимались дальние родственники, после Тобиаса Верхахта юношей занялся Адам Ван Норт. Последнего современники уважали и любили, однако он был груб с учениками, обладая своенравным характером. Больше всего влияния на работу Рубенса оказало образование у Отто ван Веена. Именно этот художник привил художнику внимательность к композиции, разъяснил важность ее изучения, а также помог развить интерес к аспектам, важным для творчества. Занятия с художником велись до 1598 года, затем Рубенс вступил в гильдию Святого Луки. Далее творчеством художник занимался самостоятельно, однако продолжал совершенствоваться..

    «Пир у Симона-фарисея». Около 1618
    «Пир у Симона-фарисея». Около 1618
    «Сад любви». 1632
    «Сад любви». 1632
    Посещение страны искусств

    Немало творческих личностей придерживались мнения, что родиной искусства является именно Италия, и туда направлялись с целью постижения прекрасного, некой тайны. Рубенс также был зациклен на идее посещения этой страны, где находилось много живописи, а также красивых архитектурных объектов и статуй. К мечте он смог направиться в 1600 году, в мае. Там он много времени уделял работе, а также изучал нюансы работы старой школы, выполнял копии. Сильное впечатление на Рафаэля произвело творчество Микеланджело, да Винчи, Корреджо. Также ему пришелся по духу Тициан, Микеланджело, Каррачи. Он хотел стать великим, и смог этого добиться..

    Ближе к концу 1600 года живописец стал работать в качестве живописца при дворе, работая на мантуанского герцога Винченцо I Гонзаго. Этот человек высоко ценил искусство, а также науки, и славился своей любовью к коллекционированию. Основной работой было создание копий работ широко известных мастеров, также дополнительно он выполнял поручения дипломатического характера..

    «Мир и Война». 1629–1630
    «Мир и Война». 1629–1630
    «Битва с амазонками». Около 1619
    «Битва с амазонками». Около 1619

    Для украшения дворца Гонзаго были выбраны портреты самых красивых дам в мире, здесь были и особы со званиями, и обычные женщины. Есть данные, что часть этих портретов являлись результатом работы Рубенса, именно по этой причине его направляли в Италию. Все эти работы потеряны. Копирование не давало художнику удовлетворения, он понимал, что достоин куда большего..

    Такие работы были простыми, использовалась заблаговременно нарисованная композиция, а лицо дописывалось с натуры. Это не нравилось Рубенсу, он умел неожиданно подойти к любому жанру, даже если он был для него не привлекателен. В качестве примера можно взять природный портрет, который имел строгие ограничения. Рубенс добавил направлению свежести, убрав отрешенность моделей, устранив жесткость. Благодаря его работам в портретах появились колоритность, личности стали подвижными, и наполненными эмоциями, жизнью. Также художник сделал пейзажный фон важной частью изображения, добавив достойного вида..

    «Дама в соломенной шляпе». Около 1625  (фрагмент)
    «Дама в соломенной шляпе». Около 1625 (фрагмент)
    «Союз Земли и Воды». Около 1618 (фрагмент)
    «Союз Земли и Воды». Около 1618 (фрагмент)

    На территории Италии Рубенс пробыл восемь лет, успев нарисовать многих представителей аристократии. Долгие тренировки, дисциплина, и хорошие возможности к запоминанию тонкостей помогали художнику делать наброски и рисунки. В этом он превзошел всех в направлении. .

    К завершению лета 1608 года Рубенса уведомили о болезни его матери, однако спешка не помогла застать ее живой. Уже к 19 октября она скончалась, что стало большой утратой для художника, и на ее могиле он установил скульптуру, которую создавал для церкви. Именно это трагичное время пришлось на мировое соглашение, что привело к благополучию на 12 лет..

    «Автопортрет в кругу друзей из Мантуи».  Около 1606
    «Автопортрет в кругу друзей из Мантуи». Около 1606
    «Симон и Перо». Около 1630 (фрагмент)
    «Симон и Перо». Около 1630 (фрагмент)

    Рубенс служил во Фландрии, и был известен, в итоге его пригласили эрцгерцог Альберт и инфанта Изабелла. Они правили короной, и с целью предотвращения переманивания художника высокой оплатой заказов в Италии ему были предложен ряд привилегий. Художнику подарили золотую цепь, дали звание придворного живописца, а условия работы сделали выгодными. Он получил фиксированную сумму за работу в течение года, а также отдельные суммы за завершенные заказы. Художник должен был поехать в Брюссель. Для верности были выполнены весомые уступки, Рубенс мог не зависеть от гильдии, не платить налоги, и при желании остаться в Антверпене. Предложение было очень щедрым, поэтому Рубенс ответил согласием..

    Рубенс являлся приятным человеком, он каждому нравился, вел себя с тактичностью, был умным человеком. Вскоре он стал отличным дипломатом, его дар позволял попасть в любые королевские дома, так он стал неофициальным посланником. Он вел переговоры в тайне во время написания портретов, обсуждения заказов, часто достигая успеха..

    «Портрет Марии Серра Паллависи». 1606 (фрагмент)
    «Портрет Марии Серра Паллависи». 1606 (фрагмент)
    «Портрет герцога Бекингема». 1625(фрагмент)
    «Портрет герцога Бекингема». 1625(фрагмент)
    Брачные отношения

    После знакомства с Я. Брантом в 1609, художника пленила его дочь. Вскоре состоялась свадьба, брак был желанным, и строился настоящих чувствах. Работа «Автопортрет с Изабеллой Брант» отражает его счастье в браке, полотно выполнено виртуозно, каждая черта нарядов четко прописана, вплоть до деталей рисунка. На личике жены художника четко видна нежность, ее преображает счастливая, практически неземная улыбка. Изображение Рубенса позволяет оценить его спокойствие, правильность черт, что указывает на благородство..

    При наличии большого соответствия работы с пышными работами того времени, рамки стандартного жанра продлены. С первого взгляда заметны нежные отношения между парой, проявление их чувств. Художник создал несколько работ и с изображениями жены, они отражают скромный фон и наряд, при этом являются максимально правдивыми и точными. Такой большой успех позволил художнику достичь высокого достатка, он купил просторный дом в 1610 году. К нему была пристроена студия, а для украшения фасада была использована статуя..

    «Автопортрет с Изабеллой Брант». 1609–1610 (фрагмент)
    «Автопортрет с Изабеллой Брант». 1609–1610 (фрагмент)
    «Поклонение пастухов». 1608 (фрагмент)
    «Поклонение пастухов». 1608 (фрагмент)
    Лучший в живописи

    Большое по формату полотно «Поклонение пастухов» было заказано художнику для ратуши, это была его первая работа в родном городе. В нем также проявилось итальянское искусство, применялись контрасты, свойственные лучшим в мире искусства. Использовалось и особое построение композиции, он брал лучшее от чужих работ, дополняя их своим видением, переосмысливая. Много работ писались на религиозные тематики, работа «Воздвижение креста» была еще итальянской задумкой. Просматривается динамика, формы очень выразительны, пластичны. В своих композициях он отражал драму, делал ситуацию значимой, все персонажи получали собственный характер. Все они были связаны с помощью взаимодействия, все, кто смотрит на картину, могли уловить ее суть с легкостью. Показана великая жертва Иисуса ради людей..

    Иной по звучанию является работа «Снятие с креста», здесь тело Христа словно невесомо, пластично. Работа лишена резких движений, криков, даже Богоматерь сдерживает себя, боль показана краснотой глаз, выражением лица. Сюжет выглядит достаточно убедительным, Рубенс действительно сопереживал событию, понимая боль близких людей. Художник хорошо справлялся с такими работами..

    
«Снятие с креста. Триптих». 1611–1614
    «Снятие с креста. Триптих». 1611–1614
    Передача знаний

    Рубенс смог поразить публику, достичь в своих работах монументальности, он отражал драматические сюжеты, и привлек немало учеников. Его мастерская стала завидным местом для обучения во Фландрии, он старался развить дар в каждом. При этом многие получали отказ, поскольку число желающих было выше возможностей художника. Ему усложняли жизнь вынужденные отказы на работу с родственниками, или друзьями..

    Ученики помогали справляться с заказами. Он сам продумывал композицию, а написанием занимались ученики. Сам Рубенс проходился по ней кистью, либо рисовал важнейшие части. Однако лучшими были работы, написанные им лично, художника высоко ценили как преподавателя, все ученики обучались с учетом их дарований и склонностей. Немало его учеников стали гордостью местной школы, он выпускал как художников, так и архитекторов, граверов, скульпторов..

    «Поклонение волхвов». 1624 (фрагмент)
    «Поклонение волхвов». 1624 (фрагмент)
    «Распятие». 1610–1611 (фрагмент)
    «Распятие». 1610–1611 (фрагмент)
    Покоренные высоты

    Самыми яркими и выразительными признаются работы с 1615, до 1620 годов. В них проявилась слаженность композиции, выразительность, а характер был приближен к барокко. По мнению специалистов, эти работы максимально отражают динамику бытия, даже драматическое направление не лишено жизнеутверждающего характера. Он писал привлекательных людей, наполненных такой же положительной сутью характера, имеющий стойкость духа. Он старался показать способность совершить подвиг, описать несгибаемость духа..

    Художника долгий период вдохновляли зарисовки античных памятников, в работе с изображением Христа в терновом венке он показал дух напряжения. Он сделал ярким контраст светлого тела Иисуса, и темного фона. Также Рубенс любил мифологию и античность, по работам заметно его стремление к передаче человеческих тел. Он не делал копии идеальных образов, он рисовал их боле национально. По этой причине его персонажи имеют боле плотное, пышущее здоровьем телосложение. Он делал изображаемых людей живыми, наделенными силой, многие полотна в данный период были созданы по сюжету мифологического направления. В том числе «Вакханалия», а также «Похищение дочерей Левкиппа». Просматривается эмоциональность в каждом жесте, а все группы имеют интересную композицию «Персей и Андромеда» - полотно, воспевающее любовь, и возможность преодоления всех трудностей. Широко известная сюжетная линия отличается благодаря переводу в соответствии с фламандскими особенностями. Создано все для поддержания тематики..

    «Похищение дочерей Левкиппа».   Около 1618–1620
    «Похищение дочерей Левкиппа». Около 1618–1620
    «Персей и Андромеда». 1620–1621 (фрагмент)
    «Персей и Андромеда». 1620–1621 (фрагмент)
    Великолепие портретного искусства

    Зрелый период творчества богат портретами, они продолжили традиции эпохи Возрождения. Художник писал с натуры, добиваясь только внешнего соответствия, и наполнения жизнью. Прежде всего, он старался отразить красоту, также показывалось положение. Все написанные дамы схожи высоким лбом, широко открытым взглядом, красивым цветом лица, и аккуратно написанным подбородком. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» - великолепная работа, здесь неуловимое обаяние молодой дамы передано с применением прозрачных теней, золотистых рефлексов. Рубенс мог передать жизнерадостность, степенность, ощущение превосходства. Любые нюансы он передавал с помощью прорисовки наряда. В портретах парадной категории важность имела торжественность обстановки, положение головы, эффектность во взгляде..

    Свое место в творчестве занимают сцены охоты, он изображал животных не стандартно, а в сражении с человеком. В каждой детали таких работ напряжение на самом высоком уровне, такие полотна создавались с 1615, по 1621 год. Отмечалось, что в ужасе картин можно было найти некоторую привлекательность, он мог заставить сопереживать диким животным. В тот период мало кто видел экзотические континенты с их населением и животными. Рубенс бывал в зверинцах, и видел тигров, слонов, и других животных. Он писал полотна ради развлечения вельмож и зрителей..

    «Два сатира». 1618–1619
    «Два сатира». 1618–1619
    «Охота на тигров и львов». 1617–1618 (фрагмент)
    «Охота на тигров и львов». 1617–1618 (фрагмент)
    Работа для Марии Медичи

    За жизнь художник вел различную деятельность, он оформлял книги, руководил граверами, делал эскизы. Важнейшим заказом стал договор с М. Медичи в 1621 году, ему доверили написание картин для пары галерей во дворце. Полотна должны рассказывать и Генрихе IV, и о жизни королевы. Все они составлялись королевой, но порядок и детали были оставлены на выбор художника. В цикле «Жизнь Марии Медичи» были сохранены достоверные детали, но композиции дополнялись созданиями из мифологии. Было рассказано о политических событиях, работы покоряли своей театральностью, роскошью..

    
«Коронование Марии Медичи в Сен-Дени в Париже». 1622–1625
    «Коронование Марии Медичи в Сен-Дени в Париже». 1622–1625
    Тяжелый удар, и новое счастье

    Всего в 34 года скончалась супруга художника, вероятнее всего в 1626 году ее поразила чума. Они жили счастливо, Изабелла всегда поддерживала Рубенса, родила ему троих детей. Его дочь умерла в 12 лет, у него осталось двое сыновей. После гибели Изабеллы, Рубенс занялся дипломатией, в 1630 усилия его завершились заключением мира..

    Повторно Рубенс вступил в брак в 1630 году, его избранницей стала Елена Фоурмен, ей было всего 16 лет. Они переехали в Стен, и за последний десяток лет жизни, у художника родилось пятеро детей. Тогда его творчество стало более глубоким, манера обрела сдержанность. Он занимался портретами, рисовал народную жизнь, окружающие замок пейзажи. Он рисовал и более интимные сцены, свою молодую жену он изобразил на полотне «Шубка». Это творение очень знаменито, поскольку шубка покрывает только плечи обнаженной женщины..

    «Портрет Елены Фоурмен». 1630–1632 (фрагмент)
    «Портрет Елены Фоурмен». 1630–1632 (фрагмент)
    «Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми». Около 1636 (фрагмент)
    «Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми». Около 1636 (фрагмент)
    Последние годы работы

    Рубенс купил Шато де Стен, где начал работать над пейзажами. Максимальное совершенство проявилось, поскольку ученики к работе не привлекались. Здесь просматривается гармония в отношениях, между человеком и природой. В работах появляются крестьяне, праздники в сельском формате. Красота и эпичность сельской природы выходит на основной план. Художник работал для удовольствия, ему просто нравились пейзажи. В последние годы художник страдал от подагры, однако он сохранял оптимизм. В 1640 году 27 мая он написал завещание, и уже к 30 мая сердце его остановилось. О нем многие скорбели, а похороны были торжественными, он смог оставить значимый след в истории, и достичь звания великого художника..

    «Пейзаж с радугой». Около 1636
    «Пейзаж с радугой». Около 1636
    «Пейзаж с водопоем». 1630-е
    «Пейзаж с водопоем». 1630-е

    Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами

    Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с работой. Оставляйте заявку и мы рассчитаем стоимость.



    Ваши данные не будут переданы третьим лицам
    Заполните форму
    Заявка на расчёт стоимости картины
    Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с картиной.