В Cанкт-Петербурге:
+7 (812) 244-98-20

В Москве:

+7 (499) 638-38-59
Электронная почта
info@kopii-kartin.ru





Айвазовский Иван Константинович

Айвазовский Иван Константинович

    Айвазовский Иван Константинович

    Айвазовский Иван Константинович стал важным для истории живописи на мировом уровне, он рано стал знаменитым, а весь его творческий путь занял шестьдесят лет. Выделяет работы величественная красота морской стихии, которая просматривается в большей части полотен.

    Детство

    Настоящим именем художника является Ованес Гайвазовский, он был рожден 17 июля 1817 года. С детства он жил у побережья в Феодосии (Крым), его отцом стал выращенный армянской семьей мальчик и его жена. Отец художника получил хорошее образование и ценил искусство. Гайвазовский стал 3 сыном в семье, семья была не богатой, мать подрабатывала шитьем, а отец все время отдавал работе. Ованес еще в детские годы подрабатывал в кофейне, рисовал и любил любоваться морем.

    Ход жизни парня изменился благодаря изображению солдата в полный рост, его увидел градоначальник, что привело к его участию в жизни Гайвазовского. Он предложил ему обучение, прислал бумагу и акварель, Казначеев помог устроиться в Симферопольскую гимназию, к тому времени он уже одолел программу училища. В процессе обучения Ованес читал, но больше всего времени уделял рисункам с натуры, гравюр. Талант проявлялся, и вскоре знакомая Казначеева помогла устроить юношу в Императорскую Академию Художеств. Это было сделано вопреки юному возрасту, а исключительно за одаренность талантом, мальчик получил также пенсионное снабжение.

    Черноморский флот в Феодосии. 1839
    Черноморский флот в Феодосии. 1839
    Десант Н.Н. Равского у Субаши. 1839
    Десант Н.Н. Равского у Субаши. 1839
    Деятельность в столице

    К осеннему периоду 1833 года Иван перебрался в столицу Российской империи, там он сменил имя на Ивана Айвазовского, и попал в пейзажный класс к М. Н. Воробьеву. Он обучался академическим наукам и перенял приемы у мастера. Воробьев быстро понял страсть Ивана к стихии и кораблям, в чем поддержал одаренного юношу. Айвазовский знакомился с классикой Эрмитажа, копируя морские пейзажи. В течение первого года обучения Иван познакомился с А. Р. Томиловым, он был коллекционером и пригласил художника в гости. В селе Успенском Ивану удалось увидеть особенности севера, что отразилось на полотне «Крестьянский двор».

    
А. Тыранов. Портрет И.К. Айвазовского (фрагмент). 1841
    А. Тыранов. Портрет И.К. Айвазовского (фрагмент). 1841

    В 1833 году ко двору был призван Филипп Таннер, он не имел большой одаренности, но умел завоевать сердца, и шел до последнего. Изобилие заказов привело его к необходимости поиска помощника, им стал Айвазовский. Он воодушевился работой, и тут же написал Томилову письмо с просьбой прислать его работы. Иван трудился почти сутками напролет, поскольку не отставал в академии, и работал над огромным количеством заказов. Однако он выкраивал время и для личного творчества, и к завершению года смог поставить на выставочную экспозицию Академии пару полотен. Это были «Этюд воздуха над морем», также этой чести удостоилась картина «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», о них отозвались положительно и сказали о видимости того, что Иван пойдет далее. Однако в этой же рецензии было сказано о маневренности Таннера, что привело к скандалу, и его жалобе императору на неблагодарного ученика.

    Николай 1 был недоволен таким поведением юного художника, что проявилось отсутствием милости от государя, и работы сняли с выставки, а юному таланту грозили проблемы в работе. Многие в тот период поспешили выказать поддержку дарования, однако почти все были бесполезны.Тщетны были старания Воробьева, а также Крылова и Жуковского, а вот обращение преподавателя живописи княгинь А. И. Зауервейда стало успешным. К 1837 художника простили, и он еще чуть дольше года обучался в Академии с Зауервейдом.

    Ночь. Голубая волна. 1876
    Ночь. Голубая волна. 1876
    Буря на Ледовитом океане. 1864
    Буря на Ледовитом океане. 1864
    Море – жизнь

    К осеннему периоду 1837 года Айвазовский был награжден крупной золотой медалью, а для работы над улучшением возможностей его направили на Крымские территории, которые славились своим совершенством и разнообразием. Он ненадолго посетил родных и отправился к южному берегу с А. И. Казначеевым к красотам природы. Там он остался до начала летнего сезона 1838 года, выполнив несколько хороших эскизов. Затем Иван отправился к границам Симферополя, в городе он нарисовал с натуры множество представителей татарской культуры, а затем свое место для творчества. Его выбор пал на Феодосию, чтобы иметь близость к излюбленной стихии.

    В работах раннего периода видно стремление передать все особенности выбранного места, добившись четкости, яркости. Первым с помощью натурных эскизов было создано полотно «Ялта», это вечерний пейзаж, включающий рыбаков и разгрузку лодку. Такой простой сюжет отражает гармонию и своеобразие южной природы. Основой работы является темное море. Схожесть просматривается с работой «Старая Феодосия», где также прорисованы детали Крымской местности.

    Ночь в Крыму. Вид на Аюдаг. 1859
    Ночь в Крыму. Вид на Аюдаг. 1859
    Смотр Черноморского флота в 1849 г.
    Смотр Черноморского флота в 1849 г.

    «Морской берег» имеет совсем другую манеру и передает шторм в зимнюю пору. Воды уносят военные корабли, а им вслед смотрит путник, его взгляд полон тоски. Просматривается тонкий лиризм, созданный за счет массы тонов голубого, а также темно-синего и серого. Она написана по памяти, и создает очень сильное впечатление.

    Айвазовский принял участие в походной миссии к кавказским берегам по приглашению Н. Н. Раевского в 1839 году, там он смог узнать с Корнилова, Лазарева и Нахимова, они остались его товарищами навсегда. По возвращении в Петербург Иван был признан художником.

    Движение к достижениям

    К Итальянским берегам Айвазовский попал в 1840 в теплое время года, как пенсионер от Академии Художеств. Вначале ему было трудно в Риме, не хватало средств, поскольку часть из них он отправил в Феодосию для матери. Для оплаты переездов, а также помещения и всего нужного для творчества нужны были вложения, и приходилось максимально экономить. Но постепенно нашлись почитатели его таланта, и положение изменилось благодаря реализации полотен. На территории Италии Айвазовскому также удалось сойтись с выдающимися людьми, в том числе с Боткиным, Гоголем. Иван изучал творчество других мастеров, путешествовал и не прекращал работать. Создавались этюды, наброскии так далее.

    
Облака над морем. Штиль. (фрагмент) 1889
    Облака над морем. Штиль. (фрагмент) 1889

    За период месяцев в Италии были созданы 13 крупных по формату полотен, спустя годовой период – 7, а спустя еще столько же – 20. Художник трудился с упоением, и наслаждался появлением из-под кистиморской глади, как в тихом, так и бушующем состоянии, воздушным просторам, тучам. Благодаря Италии был сформирован особенный взгляд.Своей особенностью он мог считать наличие великолепного зрительного восприятия и возможность отобразить сюжет и все нюансы в своей голове. Также он воспринимал все живо.

    Каждое полотно начинало создаваться с воздушных масс, а также морских вод, это всегда выполнялось за один подход, благодаря чему сохранялась некая воздушность. Чаще всего работы имеют одну тональность построения композиции, на светотени. Чувственные и поражающие полотна часто писались по воспоминаниям Ивана. Особенностью таланта было то, что художник мог влиять на эмоциональный фон, беря схожие тона, он соединял все вместе, добиваясь целостности. Спустя время, он сам писал, что все окружающее словно состоит их одних тонов, и на этом строился принцип полотен.

    Неаполитанский залив. 1841
    Неаполитанский залив. 1841
    Неаполитанский залив в лунную ночь. 1850
    Неаполитанский залив в лунную ночь. 1850

    На территории Венеции он встретился с братом, а далее посетил Флоренцию, Амальфи, Сорренто. Жил он и в Неаполе, Риме, все это повлияло на работы. Иван считал итальянские виды образцом совершенства и далеко не единожды прописывал их в работах. Выставленные в ходе выставочных экспозиций полотна, помогли достичь успеха, его признали. По мнению критиков,он превзошел всех по качеству передачи моря и воздушной области, сохранил и живость, и соответствие реальности. У. Тернер после осмотра полотен даже написал стих. Наиболее впечатляющим творением из Италии стало полотно «Сотворение мира. Хаос», работа основана на определенном моменте книги бытия, и показывает, как божественный луч света проходит сквозь воздух и воду, объединяя их.

    При этом Иван не поддавался головокружительному успеху, он имел массу заказчиков, что позволяло долго путешествовать без зависимости от Академии. В 1842 он ездил в Германию, Голландию, а также Париж. После сильнейшего шторма судно причислили к пошедшим на дно. Это привело к сообщениям о кончине Айвазовского. Далее он упоминал, что ужас происходящего не помешал его восприятию прекрасного, и осталось в памяти живой картиной. Используя как основу морские воды, живописец не повторялся, создавая новые тона, образы и атмосферы.

    Успех художника

    Благодаря успешности на территории Европы Айвазовский смог сделать возвращение триумфальным и получил поощрения в виде академического звания, причисления к морскому штабу как художник, и права ношения мундира. Успех поддерживался, поступали заказы на многие приморские города, заказ писался с большим упоением, и был сдан ранее оговоренного. При этом достигнута точность, дополненная одухотворенностью, самые известные: «Ревель», а также «Кронштадтский рейд».

    Ревель. 1844
    Ревель. 1844
    Вид на Тифлис. 1868
    Вид на Тифлис. 1868

    К берегам Азии и Греческого Архипелага Иван направился в период 1845 года, им руководил Ф. П. Литке. Этот период позволил массово выполнять эскизы и рисунки, на полях были отметки о цветовых особенностях, они готовились для настоящих работ.

    Работы и семейные отношения

    Все личное о живописце окутано тайнами, он был знаменит и привлекателен, потому дамы его любили. Ходило много сплетен по поводу любовных связей и влюбленности, а в 1848 году он сочетался браком с Ю. Я. Грефе, и сперва был очень доволен. Даже упоминал, что в этот период его работы лучшие, поскольку он ощущает огромную любовь. Но счастье не сложилось, хотя у них и появилось 4 дочери. Оставшаяся от бракоразводного процесса бумага, говорит о раздражительном складе характера супруги, ее клевете, жалобах. Это привело к невозможности сосуществования, и около 20 лет семья жила порознь.

    
Девятый Вал 1850
    Девятый Вал 1850

    В работах периода женитьбы отмечается романтичность, а также толика драматизма, его полотно «Девятый Вал» - сложное и драматичное. Основой его служит превосходство стихии перед человеком, и завораживающее совершенство буйной морской воды.

    Повторный брак пришелся на 1882 год, была выбрана вдова, а разница между супругами составила 30 лет. Анна Бурназян не была любительницей чтения или выставок, но по природе была чуткой, окружала мужа заботой, теплом, он даже написал ее портрет.

    Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882
    Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882
    Автопортрет. 1874
    Автопортрет. 1874
    Батальные работы

    Эта часть деятельности также имеет весомую позицию, он писал о русской славе на морях, ему удавалось передать суть сражений, пришедшихся на период XVIII века. Пара полотен смогла добиться славы для русского оружия и доблести. Все работы особенные и передают отдельные тона и ситуации, отражая суть ситуации, и включают его любимые темы: корабли, небо и море. «Чесменский бой 25-26 июня 1770 года» - одна из славящих Русь картин, она резко выделяется на фоне многих полотен темнотой красок. Событие изображено в ночной период времени. Темные воды и небо открывают корабли турецкого флота, их видно, поскольку судна горят, а одно из них показано в момент взрыва. Преобладает не только огонь, но и дым, в целом судно стало полностью пылающим, словно факел. Также при внимательном рассмотрении можно видеть группы людей с кораблей Турок, они расположены на кусках кораблей, и просят о милосердии и оказании помощи.

    Чесменский бой.25—26 июня 1770 г. 1848
    Чесменский бой.25—26 июня 1770 г. 1848
    Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г. 1848
    Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г. 1848

    «Бой в Хиосском проливе» отображает схватку пары суден, а именно момент взятия турецкого флагмана на абордаж. Создана впечатляющая атмосфера и колорит, происходящее построено на тональности синего цвета, а также придан оттенок драматичности ситуации за счет вкраплений красного. В живопись батальной категории Айвазовский вложил многое, именно им были запечатлены многие героические события и подвиги, оборона Севастополя. Батальные сцены полотен стали своего рода летописью боевых подвигов русского флота.

    Максимум славы

    Года с 1860 по 1870 считаются зенитой славы и расцветом творчества, в этот период было оформлено самое лучшее и одухотворенное полотно «Море», в нем он уподобил море и стихию настоящему созданию. Словно существо, стихия катит волны с пеной, и их подсвечивает луна. Здесь все в одной гамме цветов, при этом степень разнообразия цветов заставляет удивляться.

    Рыбаки на берегу моря. 1852
    Рыбаки на берегу моря. 1852
    Спокойное море. 1863
    Спокойное море. 1863

    Ближе к концу 1860-х годов Айвазовский долго ездил по территории Кавказа, в том числе побывал на территории Осетии, Дагестана, Грузии, Армении и так далее. Ему приглянулись огромные вершины, ущелья и пропасти, в которых дна словно нет, все это отражалось в рисовании. Для граждан Тифлиса эти изображения стали откровением, поскольку им первым удалось увидеть такую красоту на полотне.

    Все это великолепие невероятно понравилось пейзажисту, но он остался верен своей настоящей музе – морскому побережью, в его работах оно отражалось в каждом из своих видов: спокойное, бушующее, дневное и ночное. В каждом состоянии Иван находил особое очарование, красоту, дух и передавал все это благодаря таланту. Для настоящей магии передачи художник применял миллионы нюансов цвета и тонов.

    Талант художника отлично отразился в работе «Черное море», здесь искусство в своей реалистичности полностью раскрылось, эта работа также была написана в его мастерской. Для работы Иван массу своего времени проводил у побережья, он брал карандаш для зарисовок, также делал этюды, все это было направлено на желание увидеть и показать бурю во время ее зарождения. Готовая работа позволяет понять, что художник смог полноценно передать всю мощь и красоту стихии, но это коснулось не только заметных глазу деталей. Показана также скрытая в совершенстве мощь, определенный ритм и дыхание, ряд исследователей называют произведение работой большой редкости. Она передает образ пространства, которое является необъятным, при этом обладает целым рядом черт.

    Черное море. 1881
    Черное море. 1881
    Среди, волн. 1898
    Среди, волн. 1898

    Работа поражала внимание, по уровню художественного языка и построению образов, произведение достигло уровня лучших из полотен на родине художника, и не только за годы его деятельности, но и за все периоды. И. В. Крамской посещал выставку полотен, и после просмотра «Черного моря», был сражен талантом Ивана, и говорил, что он звезда первой величины. Его поразило полотно «Море», при том, что на нем нет ничего, помимо воды и бесконечных небес, вода показана бесконечной, колыхающейся и несколько суровой, а небо даже более бесконечным, по сравнению с морской водой. Крамской отозвался о картине, как о самой грандиозной на его памяти. Знаменитый Третьяков не менее высоко оценил эту же работу, и поспешил с ее покупкой для последующего помещения в галерею.

    Творчество Иван не бросал до своих последних дней, полотно «Среди волн» вышло из-под кисти всего за пару лет до кончины художника. Оно стило апофеозом деятельности одаренного человека. Море в полотне холодное, при этом прекрасное, как и всегда, над работой он трудился во время творческого подъема и большого вдохновения. На плоскости отразилось буйство природы, небо затянутое предвещающими грозу тучами, к нему тянутся буйные, большие и тяжелые волны. Отличие полотна заключается в отсутствии гибнущих суден, обломков.«Среди волн» - полотно, где Айвазовский старался избежать трагизма, но сумел создать движение и озарил воды с помощью луча. Работу можно назвать вершиной наследия, данного нам художником.

    Афинский Акрополъ. 1883
    Афинский Акрополъ. 1883
    Морской вид при луне. 1878
    Морской вид при луне. 1878

    Датой кончины Айвазовского стал 19 день апреля 1900 года, к тому времени ему было 83 года.Он смог прожить длительный период времени, вел спокойную и полную счастья жизнь. Практически шесть десятилетий он занимался творческой деятельностью, проявляя свою патриотичность, гениальность. Полотна живописца наполнены свободой, огромной мощью, он мог выразить оптимизм, многоликость природы, а его работы признаны по всему миру. Каждая работа индивидуальна, художник успел написать огромное количество картин, и ныне они занимают почетные места во многих галереях, восхищая и удивляя и в наши дни. На море в его исполнении можно любоваться практически бесконечно.

    Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами

    Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с работой. Оставляйте заявку и мы рассчитаем стоимость.



    Ваши данные не будут переданы третьим лицам
    Мастерская «Наследие» Мастерская «Наследие» Оставьте заявку на расчёт стоимости картины!
    Заполните форму
    Заявка на расчёт стоимости картины
    Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с картиной.
    >