В Cанкт-Петербурге:
+7 (812) 244-98-20

В Москве:

+7 (499) 638-38-59
Электронная почта
info@theheritage.ru





Архип Иванович Куинджи

Архип Иванович Куинджи

    Архип Иванович Куинджи

    Куинджи жил простой жизнью, сочетая острый ум, искренность, доброту со вспыльчивой натурой и буйным темпераментом. Он высоко ставил искусство, везде искал красоту, добро, и сам был благородным человеком. Мальчик родился в Мариуполе, его отец был человеком рабочим. В жизни художника осталось место для загадок, поскольку архивы включают его паспорта в количестве 3 штук. Он рано столкнулся с гибелью родных, уже в 1845 почил его отец, позже мать, в итоге ребенок рос с тетей и дядей. Парень плохо поддавался обучению, чаще отвлекался на рисование.

    Удачность зарисовок Архипа заметил хлеботорговец, и дал совет направиться к Айвазовскому. Эту поездку он реализовал в 1855, летнее море сразу покорило Архипа, и стало частью всего его дальнейшего творчества. В этот период он не застал Айвазовского, но встретился с А. Море Фесслером. Здесь ему доверяли только подготовительные работы с красками, и вскоре Куинджи переехал в Одессу.

    "Море. Крым". 1898–1908
    «Море. Крым». 1898–1908
    "Берег моря со скалой". 1898–1908
    «Берег моря со скалой». 1898–1908
    Академия художеств, и Петербург

    Попасть на обучение для художника оказалось невозможным, он столкнулся с двумя отказами, в итоге достиг признания как свободный художник. Он не обучался, и сдача экзамена была непосильной, однако частично ему помогло прошение, которое одобрили. Сдавать нужно было только специальные и главные предметы. Хорошо подготовившись, он смог достичь цели, и в 1870 стал обладателем диплома. Благодаря учебе и знакомству с другими художниками, Архип добился реалистичности восприятия. Его первые творения получили положительные отзывы. Много времени проводил в спорах и обсуждении идей, но к 1876 порвал отношения с объединением. Он поссорился с Клодтом по причине негативных отзывов о работах Архипа.

    Немало его работ были унылыми, к примеру, «Осенняя распутица» показывает достаточно хмурую погоду, свойственное сезону марево, еле намеченные хаты. Схожесть с «Забытой деревней» проявляется в бедности, мрачности. Художник создавал и более украшенные красками полотна, в «Чумацком тракте в Мариуполе» трагичность разбавлена, показывая надежду. Художник достиг успеха вскоре после написания этих работ, и, поверив в себя, начал посещать Академию.

    "Осенняя распутица". 1872 (фрагмент)
    «Осенняя распутица». 1872 (фрагмент)
    "Забытая деревня". 1874 (фрагмент)
    «Забытая деревня». 1874 (фрагмент)

    Художник ездил во Францию, и по приезду в Мариуполь, обвенчался с В. Кетчерджи, они направились в Валаам. Данное место очень ценили художники, и действительно, после поездки он смог долгое время восторженно писать. Так появились работы: «Ладожское озеро», «На острове Валааме». Последнюю настолько высоко оценили, что ее приобрел Третьяков. Художник смог добиться мягкости, показать камни на дне водоема.

    "Ладожское озеро". 1873 (фрагмент)
    «Ладожское озеро». 1873 (фрагмент)
    "На острове Валааме". 1873
    «На острове Валааме». 1873
    Проявление романтичных нот в живописи

    Русская природа щедро одарена красотой, однако местные художники, словно не замечали ее. Вдруг яркость цветения жизни стала частью передвижного пейзажа, воплотившись на полотнах Куинджи. Серость в его работах сменилась красивыми тонами, так появилась: «Украинская ночь», необычная манера написания и густая темнота привели к фурору. Следующие работы также восхищали, он показывал всю восхитительность палитры, новаторство автора признавали современники. Он мог подбирать и дополнять цвета, его работы стали частью выставки в 1878 году, где отметили их оригинальность, самобытность. Игра со светом позволила дойти до границы иллюзорности, художник довел свои способности до того уровня, на котором смог сразить публику.

    Автор всегда заботился о подаче полотен, создавая нужное освещение, и убирая нежелательное соседство с другими полотнами. Работа «Лунная ночь на Днепре» выставлялась единственной, а чтобы впечатление усилилось, окна закрыли, и создали электрическое освещение. Так лучше передавалось сияние от луны, и действительно, зрители стояли завороженные. Работу не раз называли колдовской, поскольку она способствует мыслям о прекрасном.

    "Украинская ночь". 1876
    «Украинская ночь». 1876
    "Лунная ночь на Днепре". 1880 (фрагмент)
    «Лунная ночь на Днепре». 1880 (фрагмент)

    Куинджи нередко экспериментировал с пигментами красок, применяя битум. К сожалению, такие красители старели, и темнели. Великая работа была продана князю Константину, к сожалению, он взял ее в морское путешествие. Под воздействием соленого воздуха краски стали меркнуть, однако водная рябь и лунный свет все также вызывают бурю чувств.

    В работе «Дубы» также есть ноты стилизации, видно романтическое восприятие природы, указаны самые тонкие световые нюансы. Это видно по легкости неба, свету солнца, и в зелени, тона которой имеют широкий диапазон красок.

    Почитателей у Куинджи становилось больше, он также обрел значение в европейском искусстве, в журналах и газетах сразу откликнулись на моновыставку, а созданные репродукции расходились тысячами. Публика могла смотреть в картину, словно в окно, видя пейзаж реалистичный и при этом поражающий. Люди смотрели на полотно в полной тишине, и уезжали со слезами на глазах.

    
"Дубы". 1900–1905
    «Дубы». 1900–1905
    Куинджи и импрессионизм

    По данным современников художник мыслил светом, владел как полутонами, так и яркостью, освещенностью. Он подмечал малейшие тонкости, имел чувствительное зрение. Но только благодаря знанию гармоничности всех нюансов тонов, колорита, цветов, он смог создавать на полотнах совершенство. Таким образом, он добивался невероятной передачи состояния погодных условий, в том числе мог отразить в работах влажность воздушной массы, сырость, слякоть, тающий снежный покров. К примеру, как в полотне «Зимы». Здесь заметно таяние, влажность пространства, очертания за пеленой. При этом он работал с легкостью, улавливая эмоциональные нюансы, и состояние природы.

    Художнику нравилось улавливать, и отражать воздушную среду, показывать ее изменения от освещения, цветовую фактуру, и даже еле приметное колыхание воздуха. В период 1870-80 передвижниками импрессионизм осуждался, а Куинджи проявил интерес. Именно так возникло увлечение Куинджи по выражению поведения массы воздуха, он мог заставить его вибрировать под свой настрой. Изначально он писал небо с применением широких тоновых заливок, эта плотность ушла. Ее сменила прерывистость и легкость. Фактура должна была появиться в работе картине «Днепр утром». Оптимистическое смещение видно по дробным и отрывистым мазкам. Вопреки его более ранним работам, туман не действует как покрывало, укутывающее все. Он смотрится, как подвижная масса, наполненная цветом. Днепр укутан туманом, фиолетовые и серые тона лишены эффектности, он действовал схоже со специалистами, передающими передачу одного вида в разных природных состояниях. Он писал Днепр в ненастье, зной, и так далее. И со сменой цветовых решений полотно получало совершенно другой вид.

    "Зима". 1890–1895
    «Зима». 1890–1895
    "Днепр утром". 1881
    «Днепр утром». 1881

    С работы начались поиски света, воздуха, среды, мимолетных природных состояний. Знание направления импрессионизма видно по туманному, полному влаги воздуху. При этом в отличие от направления, он не усложнял изображение вибрацией. Художник соединил подвижность мазков с легким изменением воздушной тональности.

    Три пейзажа

    Необыкновенные пейзажи стали доступны публике в 1879 году, это работы: «Север», «Березовая роща», а также «После грозы». В них художник смог необыкновенно остро выделить эмоциональный план. Нервные и стремительные мазки передают облака, которые стремительно несутся по небу. Вся сочность луговой зелени передана благодаря состоянию после дождя, смывшего пыль, и давшего новые силы растениям. Работа настолько плавная, что можно ощутить дыхание земли, омытой грозой, и чистоту горного воздуха. Работа «После грозы» стала очень популярной, еще более ошеломляющей стала работа «Березовая роща». Изображена опушка с тонким ручейком, в работе нет панорамности, а деревья лишились своих верхушек. Такое смелое кадрирование стало неожиданным решением, позволившим создать камерность. Люди также стояли у работы подолгу, изображение для полотна построено на четких мазках, контрасте. Это сделало его ближе к декоративному, при этом позволив создать динамику, легкость. Зритель мог перенестись на поляну, наблюдая за картиной.

    Последней частью трилогии стал «Север», он смог отразить суровую природу, изображение стало интересным благодаря особой подаче воздуха. Он применил динамичные, цветные, прерывающиеся штрихи. Сочетал перламутр с нежным розовым колером, создав туманную даль, где земля величественна и уходит вдаль. В большей мере картину заняло небо.

    "Север". 1879 (фрагмент)
    «Север». 1879 (фрагмент)
    "Березовая роща". 1879 (фрагмент)
    «Березовая роща». 1879 (фрагмент)

    Гроза, стихия, грозовые небеса – темы, которые нравились художнику с 1880, до 1990 годов. При работе с полотном «После грозы» уже были начаты работы для полотна «Радуга», но завершена она была гораздо позже. Здесь использована свободная и легкая манера, а цвета становятся яркими. Куинджи создал просвечивающий эффект, применяя ряд приемов. Его целью было создание полотна, отражающего величие мира, поскольку по Библии после потопа появилась радуга. Хотя он рисовал простую природу, удалось сделать ее идеальной, очищенной дождем. Для того чтобы выделить это, применялись пятна цвета, и особая передача пространства с вьющейся дорогой, высоко раскинутым небом. Простор, и радуга над радующей взор зеленью на фоне уходящих облаков символизирует природу и романтику, иллюзорность.

    
"После грозы". 1879
    «После грозы». 1879
    Таинственность автора

    Практически все работы Куинджи приводили к кипению страстей, люди обвиняли его в том, что он использует не видную для посетителей подсветку, или другие трюки. А как иначе он получает столь таинственный свет? Есть версии, что именно из-за таких слухов он исчез, хотя имел грандиозный успех. Практически двадцать лет не было известно ничего об авторе, а его полотна не выставлялись. Он просто ушел, поскольку не хотел, чтобы его раздавило поклонение, шумиха. Художник был в мастерской, отказываясь от общения, денег, и проводил дни затворником. Такое поведение привело к выводу, что художник потерял свое вдохновение, и сюжеты.

    Однако Куинджи не сидел без дела, ставя эксперименты, искал основы, подбирал пигменты. Он пытался создать стойкие красящие вещества, чтобы они не потеряли яркость от воздуха. За те годы он оформил примерно 300 графических работ, и 500 живописных работ. Одни были по старым темам, другие – по новым направлениям. Мастер продавал картины, участвовал в общественной жизни, он выделял суммы на благотворительные цели. Также он купил доходный дом, участок в Крыму, где написал немало работ.

    «Полдень. Стадо в степи». 1890–1895 (фрагмент)
    «Полдень. Стадо в степи». 1890–1895 (фрагмент)
    «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь». Фрагмент. 1890–1895
    «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь». Фрагмент. 1890–1895

    После тишины, говор о художнике был еще сильнее, чем раньше, он показал свои труды ученикам, позже друзьям. Среди работ были показаны «Днепр утром» и третий вариант «Березовой рощи». Хотя работы были отражением старых рисунков, они показали новый подход автора. Он сочетал тонкость передачи с реализмом, мазками в романтическом окрасе. В «Вечере на Украине» декоративные ноты предельны, хаты горят бирюзовым, что усиливает теплые тона, и подчеркивает эффект. Применяя цвета, он добился неподвижности, покоя, декоративности.

    О художнике постоянно писали, ходило много слухов, люди посещали мастерскую. Последняя выставка Куинджи прошла в 1901 году, после нее он снова замолчал, и так и не появлялся до конца жизни.

    
"Радуга". 1900–1905
    «Радуга». 1900–1905
    Горы и закаты

    Еще одной важнейшей для художника тематикой были закаты, он очень любил изображать солнце, написано много печальных, спокойных закатов. С помощью естественных цветов и густых мазков художник добивался привлекательности изображений. Можно увидеть природный жизненный уклад, медленное угасание природы. В работе «Вечер» с помощью холодных тонов фиолетового удалось отразить ностальгию. Тревожность показана в полотне «Сумерки», она передана полутонами по земле и небесному своду. Переживания художника отразились в изображении природы, он показал тщетность жизни людской, разочарованность. Его закаты дотягивают до произведений, чувствительность зрения помогла художнику передать скоротечные и сложные для восприятия явления. «Красный закат» - основа подобных работ, здесь переданы самые насыщенные тона.

    "Красный закат". 1905–1908
    «Красный закат». 1905–1908
    "Сумерки". 1890–1895
    «Сумерки». 1890–1895

    Немало в его творчестве и гор, его память настолько хороша, а восприятие безукоризненно, что он мог передавать размытые очертания скрытых под снежной пеленой склонов, воздух, светящиеся вершины.

    "Эльбрус. Лунная ночь". 1890–1895
    «Эльбрус. Лунная ночь». 1890–1895
    "Снежные вершины. Кавказ". 1890–1895
    «Снежные вершины. Кавказ». 1890–1895
    Творчество и философия

    В 1870–1880 охватывались разные жизненные сферы, несомненно, Куинджи разделял это внимание, и уделял время вопросам мироздания. Космология, и религия объединились, и позволили проникнуть в тайны. Сформировалось видение художника в работе «Христос в Гефсиманском саду». При этом найти тайный смысл сложно, ведь никаких намеков на него нет. Он создал яркий контраст, заставил одеяния Христа полыхать, такой декоративный ход удивляет. Среди последних числиться работа «Ночное», здесь видно поэтичное отношение к природе, воспевается ее совершенство. Художник воплотил свои детские воспоминания, сделал красоту торжественной.

    Смерть настигла Куинджи в 1910 году, 11 июля, он был в Крыму, и слег с воспалением легких. Он был плох, но согласился вернуться в Петербург, чтобы повидать учеников. Однако не застал их, он передал капитал сообществу имени Куинджи, а для супруги назначил содержание. Средства были разделены между церковью, братом, его детьми. Академия получила средства для премий.

    "Христос в Гефсиманском саду". 1901
    «Христос в Гефсиманском саду». 1901
    "Степь. Нива". 1875
    «Степь. Нива». 1875

    Куинджи достиг мировой славы, создал свое направление, сейчас его полотна располагаются в самых лучших музеях. Его шедевры, как и много лет назад, завораживают и восхищают.

    "Облако". 1898–1908
    «Облако». 1898–1908
    "Солнечные пятна на инее". 1876–1890
    «Солнечные пятна на инее». 1876–1890

    Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами

    Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с работой. Оставляйте заявку и мы рассчитаем стоимость.



    Ваши данные не будут переданы третьим лицам
    Заполните форму
    Заявка на расчёт стоимости картины
    Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с картиной.