В Cанкт-Петербурге:
+7 (812) 244-98-20

В Москве:

+7 (499) 638-38-59
Электронная почта
info@theheritage.ru





Как произведение искусства становится великим?

Как произведение искусства становится великим?

Кадр из фильма Непрекасаемые
Как произведение искусства становится великим?

Вы когда-нибудь влюблялись в роман и поражались, что он не входит в анналы мировой литературы? Или, внимательно рассматривая знаменитую классическую скульптуру, пытались понять, отчего вся эта суета, вокруг неё? Значит, вы наверняка задумывались над вопросом: как произведения искусства становятся великими?

На первый взгляд кажется очевидным, что многие миллионы зрителей не могут ошибаться и если какой-то картине достаются лучшие места в экспозициях музеях мира на протяжении сотни лет, и за право выставить ее на своей временной выставке борются самые именитые галереи, значит эта работа является однозначным шедевром и в ее культурной ценности можно не сомневаться. Если же вы позволите себе усомниться в этом, значит, скорее всего, проблема в вас, а не в картине.

Это довольно логичное и очевидное суждение. Однако ряд ученых все же сомневаются, в закономерности того, что то или иное произведение стало общепризнанным шедевром, а приписывают это стечению обстоятельств.

Социолог Джеймс Каттинг решил выяснить, мог ли один из психологических механизмов, так называемый «эффект повторного воздействия», сыграть свою роль в решении, какие картины должны взойти на вершину культурного Олимпа?

В 1968 году был проведен уникальный эксперимент, в котором людям была показана серия абстрактных изображений в быстрой последовательности. Некоторые из картинок несколько раз повторялись, но, из-за того, что они менялись очень быстро, это было не заметно. Когда у участников эксперимента спросили, какие изображения понравилось им больше всех, люди выбрали те, которые они видели несколько раз, сами того не подозревая. Симпатию вызвали бессознательно знакомые образы.

Винстент Ван Гог 'Поле с кипарисами'
Винстент Ван Гог «Поле с кипарисами»
Эдгар Дега 'Прима балерина' (фрагмент)
Эдгар Дега «Прима балерина» (фрагмент)

Прибыв в Корнелл, профессор продолжил работу по своему проекту, чтобы подтвердить результаты эксперимента. Он разделил своих студентов на две группы – одной из них в течение месяца регулярно демонстрировались картины импрессионистов ставшими уже классическими и общеизвестными, а второй помимо этих картин показывали еще и работы малоизвестных художников – импрессионистов второго плана, причем делали это со значительным перевесом в пользу последних. В итоге вторая группа оценила неизвестные работы как более интересные по сравнению с картинами общеизвестными, первая же группа тяготела к классике. Вторая группа выше оценила художественный уровень тех произведений, которые видела чаще.

Джеймс Каттинг думает, что сумел разгадать как формируются вкусовые предпочтения публики. Он обращает внимание, что большая часть наиболее популярных картин импрессионистов прошли через руки примерно десяти коллекционеров XIX века. Именно их авторитет и связи позволили навязать их предпочтения публики даже вопреки ее собственным вкусам. Проведение выставок, издание каталогов привело к тому, что постепенно усиливался «эффект повторного воздействия», о котором говорил профессор.

Пьер Огюст Ренуар 'Бал в Мулен де ла Галетт'
Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт»

Например, поначалу далеко не все восприняли картину Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», однако с ростом узнаваемости она казалась все более и более привлекательной, а чем больше она нравилась, тем сильнее ее хотели видеть, и тем чаще её стали демонстрировать на выставках и тиражировать изображения с нее. Критикам и искусствоведам пришлось искать объяснения такой популярности. В конце концов, не только обыватели склонны высоко оценивать то, что встречается чаще. Процесс, описанный Каттингом, социолог Дункан Уоттс называет «накопительным преимуществом»: как только вещь становится популярной, её популярность будет постоянно расти.

Практически всегда публика восторгается теми или иными произведениями, присоединяясь к мнению большинства. Мы сами убеждаем себя смотря на «Джоконду» Да Винчи, что перед нами однозначно признанный шедевр мирового искусства и ищем в себе вызываемые этим фактом чувства – восторг или непонимание и пренебрежение.

Ученые правы, говоря, что мы должны немного скептически относиться к известности картины и обращать внимание на соседний зал в музее, где, возможно, находится не очень известное полотно, однако способное нас приятно удивить.

Даже эксперты не всегда могут отличить великое искусство от посредственного творения. Вот почему мы обязаны видеть и читать как можно больше, чтобы яснее видеть различие между хорошим и плохим творением. Эклектика доказала это.

Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами

Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с работой. Оставляйте заявку и мы рассчитаем стоимость.



Ваши данные не будут переданы третьим лицам
Заполните форму
Заявка на расчёт стоимости картины
Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с картиной.