Понятно, что обычно в таких случаях под современным подразумевается искусство наших дней, а под антиквариатом — то, что старше 50 лет, то есть созданное примерно до второй половины XX века. Отбросив некоторые нюансы, вопрос можно переформулировать. В каких художников выгоднее вкладывать: в состоявшихся или молодых, малоизвестных, подающих надежды? Оперируя этими понятиями, имеет смысл порассуждать.
Инвестиции в антикварную живопись (как теперь и в модернистскую послевоенную) уже достаточно хорошо предсказуемы. И в этом их преимущество. На стороне собирателя антикварной инвестиционной коллекции — статистика продаж, история аукционных цен, литература, каталоги-резоне, выставки, экспозиции музеев. Значение состоявшегося художника для истории живописи уже определено, его творчество изучено, особо ценные удачные периоды отмечены, новаторство получило свою оценку. Свои риски есть, конечно, и здесь. Можно «не угадать» с подлинностью, можно сильно переплатить или совершить ошибку в оценке инвестиционного потенциала, много чего бывает. Но риск вложиться в «пустышку» практически отсутствует. Акценты в творчестве состоявшегося «антикварного» художника уже надежно расставлены. Причем требуемой объективности можно добиться нередко лишь с высоты прошедших десятилетий, а здесь это условие соблюдается.
Напротив, современный, подающий надежды художник — это зачастую темная лошадка. Cудьба его работ — лотерея. Порой отличить новаторство от заимствования или технического изыска под силу только специалисту, отлично владеющему историей искусства. С ценами на работы актуальных художников тоже непонятно: сколько они должны стоить, почему именно столько, кому и за какую цену их можно потом продать? К тому же жизнь показывает, что для вхождения в историю искусства одного таланта мало. Необходимо еще и фантастически благоприятное стечение обстоятельств, коим в определенной степени можно считать, например, внимание галеристов уровня Чарльза Саатчи и Лари Гагосяна. Изучать современное искусство, понимать его, приобретать его — это, бесспорно, увлекательно. Но относится скорее к разряду владения даром визионерства, покупок ради удовольствия, для себя, но не ради инвестиций, для которых требуется предсказуемость.
Начинающего инвестора наверняка посещала мысль о самом выгодном варианте инвестирования: чем вкладывать десятки и сотни тысяч в первые имена, проще найти начинающих перспективных художников, купить их картины и дождаться, пока они станут известными. Вспоминаются, конечно, холсты неприкаянного Амедео Модильяни, которые сегодня стоят и по 40 миллионов долларов, и работы Нико Пиросмани, которыми забивали щели в дырявых трактирных стенах, и картоны супрематистов, которыми выстилали полы в госучреждениях. Когда-то их авторы или работали в прямом смысле за кусок хлеба, или выменивали свои «непонятные» публике картины на еду.
Еще ближе к нам по времени шестидесятники, отдельные работы которых в советское время приобретались за шапку сухарей, а сейчас стоят больше 100 тысяч долларов. Почему не попытаться сегодня отыскать такие же неприкаянные таланты? Многие и пытаются. Проблема лишь в том, что вероятность ошибки значительно превышает вероятность выигрыша в эту художественную лотерею. А розыгрыш с объявлением выигрышных номеров состоится лишь через несколько десятков лет.
В ответе на этот совсем не детский вопрос необходимо сделать еще несколько уточнений. В актуальном современном искусстве тоже формируются свои первые имена, и нередко они работают при содействии авторитетных кураторов и опытных галеристов. Но и цены на работы этих художников подчас сопоставимы с «антикварными». Почему же тогда покупают их?
Современное искусство привлекает тем, что созвучно сегодняшнему темпу жизни, новому укладу, философии, ценностям. Нередко оно агрессивно, провокационно, чрезмерно эмоционально — на грани эпатажа. Словом, позволяет новому владельцу чувствовать себя в своей тарелке и удивлять окружающих. Коллекционирование современного искусства позволяет покупателям пообщаться с самим художником, расспросить его о заложенных смыслах. Это тоже важно — с Модильяни-то словом уже не перекинешься. Наконец, за подлинность современной вещи можно уж точно быть абсолютно спокойным. Плюсов множество. И это увлечение может даже обернуться баснословно удачным вложением денег — как, например, для тех, кто покупал произведения тогда еще только подающих надежды Дэмьена Херста в 1990-х годах или Жана-Мишеля Баскии в 1980-х. (Хотя эти примеры скорее из разряда чудес, приправленных фантастическим визионерством.)
Возвращаясь от везения к расчету, заметим, что поскольку уровень рыночной неопределенности чрезвычайно высок, то считать такие покупки инвестированием все же вряд ли возможно. Это для нас и сейчас известные современные художники модны и актуальны, а будут ли они столь же интересны через 15-20 лет — еще вопрос.
Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами