Барокко – стиль в искусстве, сложившийся в середине XVI века и господствовавший практически во всей Европе вплоть до XVII столетия. Данный стиль зародился в Италии и мгновенно «разросся» по остальным государствам, завоёвывая их своей пышностью, роскошью, небывалым размахом торжественности. Барокко – это победа деталей, позолоты, объёма, возвышенности над строгостью и подчас мрачностью эпохи Возрождения. Существуют определённые черты данного стиля в архитектуре, скульптуре, моде и живописи, которые и создают его узнаваемый и цельный облик.
Каковы же отличительные особенности барокко в живописи?
Прежде всего следует отметить самую важную черту данного стиля, что сразу бросается в глаза при взгляде на определённую картину – ощущение движения. Барокко – полная противоположность статике, спокойствию, ощущению тихой расслабленности. Художники, скульпторы, архитекторы – все деятели искусства, почитавшие этот стиль, в своих произведениях делали основной упор на динамике. В живописи и скульптуре особенно хорошо можно проследить данную черту. Движение присутствует абсолютно во всём: в мимике героев, в тканях их летящих одежд, в их позах, в напряжённости мышц их тел. Живопись данного периода бросала вызов естественной статике человеческого тела. Художники создавали своих героев так, чтобы на картинах они выглядели не просто «запечатлёнными», а живыми, чтобы смотря на них, мы ощущали их дыхание, улыбку, ловили каждое их движение. Именно поэтому при изучении определённой картины стоит обратить особое внимание на ощущение динамики в ней, которое безошибочно укажет вам на определённый стиль живописи.
Ещё одна очень важная черта барокко в живописи – пышность и откровенность человеческой натуры. В отличие от Античности, где человеческое тело изображалось стройным и сильным, барокко устанавливает новые стандарты красоты. В эту эпоху не существовало ограничений на удовольствия, зрелища, балы, пищу. Человеческое тело менялось в соответствии с идеалами эпохи – пышность форм становилась всё более привлекательной, свидетельствующей о материальном положении людей. И живопись, как ни один вид искусства, особенно чётко выразил идеалы барокко: натурщицы, модели, герои, персонажи картин чаще всего изображались полнотелыми, с нежной розоватой или молочной кожей, что создавала иллюзию мягкости и в то же время лёгкости тела. Пожалуй, самый известный художник того периода, особенно тяготевший к пышным формам, – Питер Пауль Рубенс.
Живопись эпохи барокко невозможно представить без обилия деталей. Они повсюду – на тканях, на земле, на небесах, на стенах, всюду, куда только может дотянуться взгляд наблюдателя. Как уже говорилось ранее, барокко приветствует излишество во всём, и художники, вдохновлённые новым критерием их работ, создают невероятное количество деталей в своих картинах. Иногда именно в них содержится главная идея самого произведения, иногда – лишь определённое символическое значение.
Искусство эпохи барокко не стеснялось богатства цвета и украшений. Ещё одна особенность живописи данного времени – богатейшая цветовая палитра, намного колоритнее и ярче, чем цветовая палитра эпохи Возрождения. Именно в то время создаются потрясающие оттенки, усовершенствованные мастерством художников и от этого кажущиеся невероятно «настоящими». Живопись барокко вдруг пополняется нежно-розовыми, перламутровыми оттенками, бежевыми и золотистыми, которые непроизвольно ассоциируются у людей с ощущением богатства и достатка. Основные сюжеты эпохи Барокко связаны с мифологией, религией и человеком. Художники того периода очень любили мягкость древнегреческих романтических мифов, связанных в большинстве своём с любовью двух персонажей или жизнью прекрасной девушки. Отличительная и очень важная особенность живописи барокко заключается в том, что впервые начинают создаваться картины с изображением сцен охоты. Эти сюжеты становятся столь распространёнными и знаменитыми, что вскоре изображение охоты становится отдельным жанром.
Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами