В Cанкт-Петербурге:
+7 (812) 244-98-20

В Москве:

+7 (499) 638-38-59
Электронная почта
info@theheritage.ru





Особенности копирования авангардного искусства

Особенности копирования авангардного искусства

«Авангард» является собирательным термином, характеризующим новаторское искусство рубежа 19-20 веков. В основе авангарда лежит уход от устоявшихся классических традиций, отказ от изображения видимой действительности, экспериментализм, поиск новых форм и трактовок реальности. К авангарду относятся такие направления, как: супрематизм, футуризм, лучизм, фовизм, эксперссионизм, сюрреализм, любое беспредметное искусство и так далее.

Авангардное искусство ассоциируется, в первую очередь, с российскими художниками. «Иконой» авангарда принято считать «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Данный образ послужил точкой отсчёта для «нового» искусства, переместив поле зрения наблюдателя в беспредметность. Потому для многих авангардизм ассоциируется с направлением супрематизма, которое после Малевича подхватили и продолжили его последователи.

Этапы копирования картины Казимира Малевича  «Супрематическое построение цвета», фото нашей мастерской
Этапы копирования картины Казимира Малевича «Супрематическое построение цвета», фото нашей мастерской

Для современного зрителя такие картины нередко видятся слишком простыми и лишёнными содержания, однако в контексте времени супрематизм имел глубокий идеологический смысл. Создание копии такого произведения может показаться лёгкой задачей, однако, подходя к копированию, мы видим, что живопись наносилась на холст с разной фактурой, разной плотностью мазка и оптическими эффектами. Например, рентгенография показала, что для красного цвета он использовал чёрную цветовую подложку. Таким образом, получался сложный двухуровневый цвет с оттенком темноты. Разбор этих нюансов и отличает хорошую профессиональную копию от посредственной. Перед началом работы мы всегда просматриваем картины художника  в музее, чтобы проанализировать его технические приёмы.

Первая выставка супрематических картин в 1915 году
Первая выставка супрематических картин в 1915 году

Одним из самых выразительных направлений течения авангарда является лучизм. Как и большинство авангардных направлений, лучизм имел мощную теоретическую основу, сформированную Михаилом Ларионовым. Лучизм основывался на идее о том, что человеческий глаз воспринимает не сам предмет, а отражённые им лучи. Картины изображают не предметы, а их энергетику. Последователями Ларионова стали художники из творческих групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Художники этого направления уделяли основное внимание цвету и свету. Картины могли быть полностью абстрактными, а могли содержать в себе различимые формы («реалистический лучизм»). Известные художники течения: Сергей Романович, Владимир Бурлюк и Давид Бурлюк, Наталья Гончарова (супруга Михаила Ларионова).

Михаил Ларионов. «Лучистые линии», 1911
Михаил Ларионов. «Лучистые линии», 1911

Лучизм стал прародителем такого мощного направления, как абстракционизм. Его основателем является наш соотечественник Василий Кандинский. Его творчество примечательно в равной степени картинами в стиле экспрессионизма (который тоже относят к авангарду), и картинами с чистой абстракцией. Пейзажи Кандинского в стиле экспрессионизма имеют абсолютно потрясающий колорит и смелую технику наложения мазка. Многие из работ выполнены в этюдной манере, Кандинский «лепит» форму большими плоскостями, буквально при помощи одного-двух мазков. Примером таких работ можно рассмотреть цикл его произведений, написанных в баварском городке Мурнау. Техника этих картин располагает своей простотой, компенсированной яркостью красок.

Василий Кандинский «Мурнау. Летний пейзаж», 1909 г
Василий Кандинский «Мурнау. Летний пейзаж», 1909 г
Копия картины «Мурнау. Летний пейзаж», выполненная в мастерской «Наследие»
Копия картины «Мурнау. Летний пейзаж», выполненная в мастерской «Наследие»

При создании копии главной сложностью становится невозможность копировать технику послойно, исправляя неточности в фактуре и цвете. Копиист должен выверять буквально каждый мазок, тщательно подбирать толщину и жёсткость кисти, которой следует вести работу. Не повторив фактуру мазка, невозможно добиться самобытного характера оригинала.

В 1910 году Кандинский пишет свою первую абстрактную работу, названную «Первая абстрактная акварель». Вибрация цвета в работах Кандинского выступает на передний план, а предметность больше не отвлекает внимание зрителя от истинной сути явлений. Картины Кандинского призваны давать ощущения посредством цвета и динамики форм. Опять же, несмотря на простоту, в картинах важно уловить харизму и технические особенности: как строится фактура фона, какова плотность мазков, чистота цвета, чёткость линий и так далее. О создании копии одной из таких «харизматичных» абстракций рассуждает наш художник Александр:

Рассказ о копировании картины Василия Кандинского «Небесно-голубое»

Синтез таких направлений как сюрреализм, экспрессионизм и абстракционизм явил новое авангардное течение – абстрактный экспрессионизм. Течение зародилось в середине 20 века в США, его главными представителями стали Марк Ротко, Джексон Поллок, Виллем де Кунинг. Художники позаимствовали у сюрреализма спонтанное, интуитивное или подсознательное творчество и сделали его беспредметным – в лучших традициях абстракционизма. Абстрактный экспрессионизм можно назвать мгновенным, лишённым рациональной интерпретации. Именно поэтому произведения, представляющие это течение, могут стать одной из самых сложных или даже невыполнимых задач при копировании. Например, картины Джексона Поллока создавались на больших холстах, положенных на пол, посредством разбрызгивания краски на их поверхность. Повторить такой метод, безусловно, возможно, но полученная «копия» едва ли будет близка к оригиналу. В нашей работе мы зачастую получаем запросы на создание копий картин Марка Ротко.  Художник является основоположником живописи цветового поля. Его произведения представляют собой цветовые плоскости, практически лишённые формы, геометрии, пространственности. Мы всегда акцентируем внимание на том, что создание копии такого произведения требует колоссального количества времени и труда, так как необходимый оптический эффект достигается при помощи наслоения друг на друга различных оттенков краски с разной степенью прозрачности, а направление мазков хаотично разбросано по холсту.

Этапы копирования картины Марка Ротко «Light, Earth and Blue»
Этапы копирования картины Марка Ротко «Light, Earth and Blue»

Рассуждая о копировании картин авангардного течения, мы бы хотели выделить одну очень важную мысль: многие картины выглядят технически примитивными, детскими, предельно простыми. Но кажущаяся простота развеивается, как только копиист начинает анализировать структуру того или иного произведения. Безусловно, автор оригинала мог написать свою работу за считанные часы, но при создании копии, художник не может позволить себе той же спонтанности, так как важнейшую роль во многих произведениях играет фактура живописи. Сложность создания копии художника-авангардиста можно поставить  в одном ряду с копированием картины представителя классической школы живописи.

Копии картин авангардистов, выполненные в нашей мастерской
Этапы копирования абстрактной композиции
Изучение оригинала и сбор информации о нем (подготовительный этап)

Перед началом работы мы внимательно изучаем картину или в оригинале, если есть такая возможность, или запрашиваем файл высокого разрешения в открытых и закрытых базах. Также  собираем информацию о красках, живописных приемах, которые использовал художник в своей работе над интересующей нас картиной, а также над другими своими произведениями данного периода.

Подготовка холста и перенос рисунка

При создании копии подобного плана предельно важно подготовить холст соответствующим образом, чтобы зернистость не перетягивала внимание от фактуры живописи. Также при грунтовке художник учитывает степень впитываемости краски. Далее на загрунтованный холст наносится линейный рисунок. Для точного переноса мы распечатываем изображение картины 1:1 с размером копии  и переносим его через кальку. Таким образом, мы получаем точное изображение без искажения оригинальной композиции.

Работа с фоном

Художник ведёт работу с большими плоскостями, внимательно подбирая оттенки основного цвета. Тщательно рассматривается кинетика мазка, копиист старается повторить степень нажима кисти на поверхность, сохранить вибрацию контуров, неоднородность распределения цвета.

Разметка фигур

На холст наносится цветовая разметка фигур композиции с тем же подходом, что и в живописи фона.

Детализация

В картине уточняются чёткие контуры, уплотняются цвета, возможно нанесение линейных обводок, выведение мелкого орнамента. После того, как картина хорошо просохла ее можно покрыть лаком. Мы не всегда делаем это, всё зависит от эффекта, которого хочет достичь художник и от того, покрывалась ли лаком оригинальная работа.

Наши работы

Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами

Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с работой. Оставляйте заявку и мы рассчитаем стоимость.



Ваши данные не будут переданы третьим лицам

Смотрите также

Заполните форму
Заявка на расчёт стоимости картины
Мы не сможем назвать вам цену, не ознакомившись с картиной.